Охрана куликов

This post is also available in: English (Английский)

Охрана куликов

Деятельность,  нацеленная на сохранение разнообразия и высокой численности куликов, относится к приоритетам РГК наряду с фундаментальным изучением птиц этой группы. Поскольку жизнь и деятельность людей неотрывна от природопользования, то несомненно, что эта нарастающая деятельность активно воздействует на дикую природу, в том числе на куликов и места их обитания. Люди занимаются охотой, осушают болота, регулируют сток рек, преобразуют природные поймы рек и дельтовые комплексы в агроландшафты, концентрируются для жизни и разного рода деятельности по берегам пресноводных и морских водоемов, т.е. там, где спокон веков обитали кулики и другие околоводные птицы. Это и многое другое негативно влияет на популяции куликов. Однако деятельность людей может быть также благоприятна для куликов, например, созданием искусственных водоемов (водохранилищ, прудов, отстойников), умеренным выпасом скота на влажных лугах, отпугиванием некоторых хищников вблизи поселков и городов.

Возникают многочисленные вопросы, такие как: где и каким образом деятельность людей сказывается на популяции куликов, каковы «узкие места» в биологии того или иного вида куликов, какие виды и популяции угрожаемо сокращают численность, а какие благоденствуют, что можно предпринять, чтобы сгладить негативное воздействие людей на природу и предотвратить исчезновение видов? Несомненно, что необходимы научные знания, чтобы разобраться в этих и других вопросах, без ответа на которые невозможно предпринять большинство активных шагов по сохранению совместного будущего сосуществования человечества и куликов (как части биоразнообразия Земли, созданного эволюцией за миллиарды лет). Таким образом, охрана и изучение куликов неразделимы.

Важные особенности биологии куликов

Кулики обладают многими общими, видовыми и популяционными особенностями, которые приходится принимать в расчет при разработке мер по сохранению этих птиц. К некоторым из таких особенностей, свойственных большинству куликов, следует относить следующие.

–        отчетливое тяготение к увлажненным открытым местообитаниям, во внегнездовой период чаще всего к берегам водоемов;

–        дисперсное размещение на гнездовании и формирование концентраций (нередко массовых) во время миграций и на зимовках;

–        большинство куликов относится к дальним мигрантам, пересекающим границы, порой, многих государств;

Научные принципы сохранения многообразия куликов

–        охрана самих птиц и их местообитаний на всех этапах годового цикла;

–        популяционный подход к разрабатываемым мерам охраны;

–        предпочтительная охрана в зонах оптимума гнездовых ареалов популяций и первоочередная в местах массовой концентрации на миграциях и зимовке;

–        особое внимание к состоянию реликтовых популяций;

–        объединение пунктов, жизненно важных для куликов, в сеть охраняемых территорий с использованием всего существующего спектра и уровней территориальной охраны;

–        создание альтернативных равноценных угодий для куликов при необходимости хозяйственного использования естественных ценных местообитаний мигрантов;

–        накопление научной информации о численности популяций, миграционных связях и лимитирующих факторах;

–        создание системы мониторинга численности;

–        исключение большинства мелких куликов из категории «условно охотничьих» видов в России;

–        природоохранное просвещение и создание заинтересованности у местного населения в сохранении природного многообразия;

–        развитие международного сотрудничества на всех уровнях (общественность, наука, правительства) по охране куликов и их местообитаний.

Охрана редких и уязвимых куликов

В Белоруссии, Казахстане, России, Украине и других странах СНГ предприняты основные шаги по включению исчезающих, редких и уязвимых видов, повидов и популяций куликов в государственные Красные книги (гиперссылка на список краснокнижных куликов стран СНГ). Этот официальный документ, а также Красные книги субъектов Федерации, дают особый охранный статус внесенным в них формам и правовую основу для применения всех возможных мер для сохранения таких птиц. Списки и книги по редким видам птиц, издаваемые или подготавливаемые международными природоохранными организациями (например, Красный список IUCN, Красная книга Азии) имеют рекомендательный характер, но на них ориентируются политики, экологи и национальные природоохранные организации.

Международные природоохранные организации, такие как BirdLife International, подготавливают «Планы действий» по сохранению ряда видов, находящихся под угрозой исчезновения или резко сокращающих численность. Такие международные документы имеются для тонкоклювого кроншнепа, кречетки, степной тиркушки и дупеля из тех видов, которые обитают в СНГ. На основе этих документов желательна подготовка аналогичных национальных «Планов действий».

Оценка численности популяций лежит в основе объективного понимания актуальности конкретных природоохранных мер и важности тех или иных водно-болотных угодий для сохранения этих популяций (Delany & Scott 2002, Thorup 2006). Численность популяций можно установить только в результате учетов, которые осуществляют иногда в области размножения (например, Syroechkovski 2005), но чаще всего на зимовках, где многие кулики сконцентрированы у водоемов, и их численность поддается более легкому учету. В последнем случае источником сведений служат почти исключительно материалы зарубежных исследователей. При этом неизбежна приблизительность оценок численности, которые в результате появления новой информации будут постепенно уточняться.

С этим вопросом тесно связана проблема изучения миграционных связей куликов, что проясняет принадлежность птиц с тех или иных мест концентрации на зимовках или перелетах к гнездовым популяциям. Изучению миграционных связей куликов с помощью кольцевания, цветного мечения или морфометрических показателей посвящено большое число исследований, но при этом сохраняется много нерешенных вопросов.

Delany S. & Scott D. 2002. Waterbird population estimates – Third edition. – Wetlands International Global Series No. 12. Wageningen, The Netherlands. 226 p.

Syroechkovski E., Jr. 2005. The Spoon-billed Sandpiper on the edge: a review of breeding distribution, population estimates and plans for conservation in Russia. – P. Straw (ed.). Status and Conservation of Shorebirds in the East Asian-Australasian Flyway. Wetlands International Global Series 18, International Wader Studies 10. Sydney, Australia. Pp. 169-174.

Thorup O. (comp.) 2006. Breeding Waders in Europe 2000. – International Wader Studies 14. International Wader Study Group, UK. 2006. 142 p.

Мониторинг численности куликов

Оперативные сведения об изменениях в состоянии популяций куликов можно получить только в результате периодических достаточно репрезентативных учетов. В России, к сожалению, отсутствует система мониторинга численности куликов, и поэтому пока нет возможности следить за такими изменениями. Удается выявлять, прежде всего, значительные изменения границ ареалов и численности на основе фаунистических сведений (например, см. проект «Атлас ареалов куликов российской Арктики»). Осуществление долгосрочного мониторинга как на местах размножения, так и в пунктах пролетных концентраций мигрантов представляются возможными, главным образом, на базе системы заповедников, где существуют необходимые для этого условия. Для некоторых видов мониторинг численности в области размножения затруднен или даже невозможен, и поэтому его следует налаживать на путях пролета и (или) в местах зимовок.

Сохранение местообитаний справедливо считается важнейшей формой охраны водоплавающих и околоводных птиц. Такая форма охраны будет эффективной, если под охраной окажутся территории, важные для осуществления всех жизненных потребностей птиц (воспроизводства, миграции, зимовки, линьки). При этом невозможно на всех участках ценных для куликов создать заповедники. В связи с этим необходимо использовать весь существующий спектр природоохранных категорий для территориальной охраны куликов, тем более, что многие виды куликов охотно используют даже урбанизированный ландшафт. Только сочетание охраняемых территорий международного, федерального и местного уровней позволит наладить реальную охрану местообитаний куликов.

Особо важным представляется сохранение мест массовой концентрации куликов на пролете, поскольку при исчезновении необходимых условий в каких-либо узловых пунктах может нарушиться вся система миграций, по крайней мере, отдельных видов на конкретном пролетном пути. Удалось добиться того, что важнейший известный на российском Дальнем Востоке пункт концентрации пролетных куликов – эстуарий р. Морошечной на Западной Камчатке – в 1994 г. отнесен Российским правительством к водно-болотным угодьям международного значения, а затем включен в международную сеть водно-болотных угодий, важнейших для куликов в Азиатско-тихоокеанском регионе. Инвентаризация таких ключевых водно-болотных угодий только начата, и в этом направлении еще предстоит выполнить большую работу.

Изъятие высокопродуктивных угодий (под строительство, рекреацию и др.) используемых куликами в качестве мест массового отдыха и для восполнения энергетических резервов в критические периоды миграций, а также охота (прежде всего, как фактор беспокойства), могут привести к резкой деградации популяций при отсутствии альтернативных равноценных мест. Это необходимо учитывать при хозяйственной деятельности и других мероприятиях на морских побережьях и на внутренних водоемах аридной области.

Загрязнение водно-болотных угодий, прежде всего морских побережий, нефтепродуктами и другими химическими реагентами, особенно в связи с расширением нефтедобычи на шельфе, вызывает особое беспокойство. Значительные разливы нефти уже стали обычным явлением в местах размножения куликов на севере Западной Сибири и у побережья северо-восточного Сахалина, где расположены массовые скопления куликов и других птиц. Подобные явления при расширении их масштаба, особенно в узловых пунктах миграций, могут оказаться катастрофическими для некоторых популяций куликов.

Природоохранное просвещение и создание заинтересованности у широких слоев населения в сохранении всего многообразия природы служит залогом успеха большинства предпринимаемых шагов по охране куликов. Например, через природоохранное просвещение и создание общественного мнения, по-видимому, наиболее реально добиться изъятия мелких видов куликов из списка охотничьих видов и применения экологически чистых технологий при добыче природных ресурсов.

Международные вопросы охраны куликов

Выработанный ранее экологами подход к охране перелетных птиц на всех этапах годового цикла (в области размножения, на миграциях и зимовках) – единственно верный, поскольку нарушение одного звена в этой цепи может оказаться роковым. Именно поэтому необходимо международное сотрудничество для охраны куликов на всем пространстве их ареалов.

Большинство куликов наибольшую часть жизни проводит за пределами границ СНГ. За состояние этого международного ресурса в равной мере отвечают все страны, которые кулики ежегодно посещают для размножения, зимовок, линьки или во время миграций. Кулики, обладая дальними миграциями и значительным разнообразием, были среди тех птиц, ради которых бывший СССР (Россия — правопреемник) подписала ряд международных конвенций, как многосторонних (Рамсарская по водно-болотным угодьям), так и двусторонних по охране перелетных птиц (с Индией, КНДР, Республикой Кореей, США, Японией). В 1996 г. Австралия выступила с инициативой создания международной сети резерватов для куликов на восточноазиатско-австралазийском пролетном пути. Эта инициатива получила широкую международную поддержку, в том числе удалось добиться присоединения к ней России и официального выделения в эту сеть эстуария р. Морошечной на Западной Камчатке – крупнейшего пункта остановки куликов на этом пролетном пути.

Такие международные соглашения и конвенции могут быть действенным механизмом по охране куликов, способствуя внедрению в жизнь разнообразных конкретных природоохранных проектов и развертыванию природоохранного просвещения. Тем не менее, эти возможности используются пока в явно недостаточной мере. Следовательно, и государственным органам, и общественности стран СНГ необходимо активнее подключаться к конкретной природоохранной работе, выполняя национальные обязательства по уже подписанным международным договорам, в том числе в отношении конвенции по сохранению биоразнообразия.

 Деятельность РГК, относящаяся к охране куликов и их местообитаний, разнообразна. С первых лет своего существования РГК обращалась с письмами в государственные структуры в защиту куликов и их местообитаний по результатам резолюций совещаний группы и в других случаях при возникновении необходимости. РГК играет роль экспертной группы для Союза охраны птиц России, и ее члены совместно с Союзом осуществили несколько проектов, например «Гнездящиеся кулики Восточной Европы – 2000». Другим заметным совместным проектом стала подготовка международных «Планов действий» по сохранению кречетки и степной тиркушки по заданию BirfLife International. Члены РГК участвовали в подготовке аналогичных «Планов действий» и по другим видам редких куликов – тонкоклювому кроншнепу и дупелю.

Инициируя различные проекты, организуя совещания по куликам, публикуя сборники (тематические и с материалами совещаний) и ежегодные выпуски «Информационных материалов», РГК осуществляет сбор и обобщение сведений, важных для охраны этих птиц: о распространении, популяционной структуре, демографических параметрах, численности и трендах в популяциях (особенно редких видов), миграционных связях, местах концентрации куликов и других. РГК предоставляла сведения для «теневого списка» российских Рамсарских водно-болотных угодий и в меру возможностей лоббировала официальное признание международного статуса водно-болотных угодий, важных для сохранения куликов.

Через своих представителей РГК участвует в связанных с охраной куликов решениях и делах международных общественных организаций, таких как International Wader Study Group и Shorebird Working Group восточноазиатско-австралазийского пролетного пути. Члены РГК привлекаются также к проектам, которые организует Международная группа по изучению куликов. По результатам конференции этой международной группы, которую РГК организовала в Одессе в 1992 г., был принят «Одесский протокол» и опубликован том «Migration and international conservation of waders», состоящий преимущественно из работ орнитологов СНГ (International Wader Studies, vol. 10).